Небольшая заметка о том, что необходимо знать каждому гитаристу.
Пентатоника и с чем её едят.
Речь в данном случае про обычную народную минорную, которую все, вроде бы, знают, по крайней мере, в первом боксе. Довольно часто встречаю пренебрежение, типа «Ой, да чего там её играть то – пять нот же всего» или «Чо я, Би Би Кинг штоле? Я блюз играть не хочу» ну и всё в таком же духе. Я сам примерно также и считал ровно до того момента пока не стал разбираться в ладах и производных от минора (гармонический, мелодический). Речь в данном случае только о самом наборе нот, ритмическую составляющую и выразительность не трогаем.
Выучив все 5 боксов пентатоники (то есть звукоряд построенный от каждой из 5 нот) мы уже можем свободно играть в рамках пентатоники по всему грифу 0-12 лад и 12-24 лады идентичны по составу нот. Почему сразу пять? С практической точки зрения всё просто – это даст видение грифа и позволит играть в любом нужном месте вообще, а не только в пределах первой позиции. Неоднократно наблюдал ступор, когда после пары уверенно сыгранных фраз в первом боксе, начиналась возня по грифу в поиске нот, которые входят в тональность. Дальнейшее применение этих аппликатур тоже довольно очевидно: просто транспонировав все 5 аппликатур, например, на тон вверх мы можем играть уже пентатонику Си минор по всему грифу, даже не задумываясь о составе нот.
Теперь давайте попробуем разобраться с практическим потенциалом, который пентатоника нам даёт. Она очень похожа на натуральный минор, но без 2 и 6 ступеней. Полученный звукоряд не имеет полутонов и ярко выраженных тяготений и, как следствие, прост в использовании. Но, самое важное, на мой взгляд, заключается вот в чём. Выучив пентатонику, мы имеем в руках нотный каркас, который можно легко превращать в другие гаммы, добавляя или меняя 1-2 ноты.
Например: фригийский лад соответствует натуральному минору, кроме b2 ступени. То есть, чтобы подчеркнуть, что это фригийский лад нужно просто добавить ноту на полутон выше тоники. Если мы в тональности A, то это будет нота Hb.
Дорийский лад – натуральный минор с повышенной 6й ступенью, гармонический минор – повышенная 7я, мелодический минор – повышенная 6я и 7я ступени.
То есть, можно существенно облегчить себе жизнь и не заучивать несколько аппликатур для каждой гаммы, а просто запомнить ступени, которые нужно изменить, чтобы получить то, что нам требуется. В качестве заключения могу сказать, что сам этот метод применяю в игре уже достаточно давно и он избавил меня от кучи лишней рутинной работы.
На картинке 5 боксов пентатоники, кружками обведены тоники (то есть нота А).
Обсуждения, лайки и репосты крайне приветствуются)